Сегодня 10 февраля в вечеру в
«Доме российской прессы», что теперь расположен в малом зале Театра эстрады,
состоялось указанное возрождение. Кстати в Большом зале театра в это же время
шла пьеса Франсиса Вебера «Ужин с дураком». У касс мне предложили туда билеты,
но я сказал, что на наш ужин все дураки уже приглашены. Последнее, как мне
показалось, сбылось и в отношении меня, так что я тут никого не обвиняю.
Действо оказалось удивительно
скучным, так что читать пресс-релизы будет интереснее, поскольку по существу
имел место не диспут, как полемический обмен мнениями, а поочерёдное чтение
докладов, в котором публике отводилось место статистов, притом, что желающих
высказаться было достаточно.
Докладчиками со стороны
староверов РПСЦ были редактор издательского отдела Московской митрополии РПСЦ -
Глеб Чистяков и член Союза начетчиков, ведущий телеканала «Евразия» - Андрей
Езеров. Со стороны никонианской Московской патриархии выступил автор
скандальной публикации против старообрядцев в журнале «Благодатный огонь» - о.Даниил
(Сысоев).
Поднятые
вопросы были важными, но для людей «в теме» не слишком интересными. Например, старообрядческая сторона во
вступительном слове рассмотрело вопрос соотнесения формы исповедание (обряда) с
её содержанием. Новообрядная сторона бодро, но без вхождения в предмет
рассмотрения, парировала доводы староверов.
Ну и об интересном, интересное
было в фигурантах, их роли и соотнесением этого с ранее бывшими событиями на
никониано-старообрядческом фронте. Как, наверное, помнят интересующиеся
указанными старообрядческо-никонианскими отношениями, они остановились на
результатах Освященного собора РПСЦ 2007, где никониане были таки признаны
еретиками второго чина. Произошло это благодаря неумелой деятельности ОВЦС
(Отдела внешних церковных связей) РПЦ МП в лице И.И.Миролюбова. Драматургия ОВЦС в исполнении Ивана
Ивановича Миролюбова была неказиста, поскольку не предполагали ничего кроме
заурядного сговора и предательства, где Миролюбову, предавшему своё поморское
исповедание, отводилась роль совратителя нынешнего митрополита Русской
православной старообрядческой церкви (РПСЦ). При этом незамысловатость состояла
в том, что предполагалось, что, овладев митрополитом, удастся буквально
руководить (руками водить) старообрядческой церковью (РПСЦ), но не тут-то было.
В старообрядчестве оказалось много альтернативщиков, которые, перейдя туда из
разных деноминаций никонианства, не собирались оставаться статистами и люто
ненавидели никонианство.
Это обстоятельство, вероятно,
было отмечено и ОВЦС (или кто там ещё этим рулит), и Миролюбов был отстранён,
по крайней мере – не присутствовал на мероприятии, которое по формату полностью
соответствует его профилю в ОВЦС.
Не присутствовали и клирики
РПСЦ, что говорит о возможном согласованном снижении планки диалога с
клерикальной на демократическую. Что сие было именно планомерным с обоих
сторон, говорит присутствие Александра Васильевича Антонова, который, кстати,
категорически отказался на следующем собеседовании быть председателем. Таким
образом, мы видим присутствие глаз и ушей митрополии и синхронное равноудаление
дискуссии от иерархических церковных центров (митрополии и ОВЦС).
Вроде бы всё хорошо, наглядно
обозначилось торжество «народной дипломатии», теперь агентом патриархии РПЦ был не ренегат от старообрядчества, а
давно известный в старообрядчестве архимандрит Кирилл Сахаров. Именно еего
стараниями состоялся диспут.
Однако указанный священник
известен светскому обществу более не столько старообрядческой деятельностью,
как национал патриотической, а точнее «казаческой». Кстати, благодаря и его
стараниями в Рогожской слободе появилась «казачья станица», насельники которой
стали, по сути, преторианской гвардией в руках последнего митрополита. Так,
например, «казаки» не допускали на Освященный собор неугодных митрополиту лиц.
Из сказанного можно сделать
вывод, что ОВЦС переосмыслил свои неудачи и перегруппировался, теперь он
действует с учетом т.н. «младо старообрядцев» (ревнителей), которых теперь
взяли в дело, предоставив вести «диалог».
Конечно такой «диалог», лучше
монологов митрополита Корнилия под руководством его друга и куратора
И.И.Миролюбова, но в этом смысле почему-то вспоминается передачи о животных:
крокодил может медленно двигаться, но это не значит, что он не нападёт.
Да, и о Сысоеве. Оппонент
оказался более смирным, чем это можно было предположить из его отношений с
мусульманами, которые подали на него заявление в прокуратуру. Доклад он вел
вполне корректно, вероятно сказался визит в прокуратуру, а также заметный
пробел в важнейших текстах по старообрядчеству, в частности Каптереву и,
вероятно, Дмитриевскому.
|