На всероссийской
научно-богословской конференции "Наследие преподобного Серафима представитель президента РФ в Приволжском
федеральном округе Александр Коновалов сделал доклад, достойный обер-прокурора
Священного Синода, дав указание и власти, и Церкви, что и как делать. В тексте
выступления полпреда воплотились как желания государства, так и реальное
восприятие РПЦ МП глазами мирянина, каковым является А. Коновалов.
По словам Коновалова, "весьма
небезопасными в исторической перспективе выглядят обозначенные Римом на
определенном этапе приоритеты: развитие сети общественных организаций и
формирование надгосударственного авторитета". В заигрывании Ватикана с
рабочим движением и профсоюзами, в социальном евангелизме западного
протестантизма Коновалов видит признаки обмирщения, размывания христианства в
целом.
"Широкое распространение
некоммерческих общественных организаций, усвоивших высокую степень автономности
и независимости не только от государства, а от каких-либо здравых и
конструктивных институтов, действительно происходило на Западе, однако в рамках
их деятельности часто стали опосредоваться не столько идеи общественной
справедливости, сколько пресловутый индивидуализм и потребительский подход к
жизни, а сам способ позиционирования этих организаций существенно отличался от
средневековых образцов.
Самостоятельность общественных
организаций и их слишком большая социальная роль, гражданское общество,
формирующее приоритет прав личности, индивидуума, по мнению полпреда,
представляют угрозу государству.
В данном случае не имеет смысла
вдаваться в обсуждение исторической научной обоснованности выводов полпреда,
так как все безапелляционные результаты изысканий Александра Коновалова
являются частью политической идеологии, призванной обосновать российскую
систему отношений Церкви и государства, и роли Церкви в обществе. Опять же
полпред президента говорит о том, что существует в реальности и о том, что
должно быть в идеале.
По мнению автора, которое вполне
разделяет редакция «Старообрядческого обозрения», всякое стремление жестко
определить концепцию государственно-церковных отношений в современной России
периодически терпело поражение, а соответствующие концепции оставались благими
"прожектами". Причина этого заключается не в неспособности философов
и юристов осознать происходящее, а в том, что нет пока такой возможности –
соединить светский характер многонационального и поликонфессионального
государства и фактический приоритет "традиционного" православия как
политического и культурного символа.
Любое отступление от формулы соблюдения свободы
совести и равного отношения к нациям и конфессиям влечет за собой развал не
русской идеи как таковой, а российской государственности в ее нынешнем виде.
Достаточно, к примеру, заявить о том, что русские являются основой РПЦ МП, что
будущее Церкви зависит от демографического состояния именно русских, а также о
том, что основой государственности должно быть только православие, – и распад
Российской Империи не скоро, но продолжится, получив новое обоснование.
По материалу "Портала-Credo.Ru"
|