Меню сайта |
|
|
|
Разделы новостей |
|
|
|
Календарь новостей |
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Друзья сайта |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
2024-11-26, 9:49 PM |
Главная » 2006 » Октябрь » 31 » Премьера оперы "Боярыня Морозова"
Премьера оперы "Боярыня Морозова" | 2:46 AM |
30 Октября в Московской государственной консерватории им.П.И.Чайковского начался Международный фестиваль современной музыки «Московская осень». Фестиваль открывался мировой премьерой оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова». Уже у входа в консерваторию чувствовалась особая премьерная атмосфера, приехало телевидение, у подъезда стоял правительственный лимузин. Оказалось, что открывать фестиваль прибыл сам министр культуры Российской Федерации Александр Соколов. Помимо собственного оригинального выступления министр зачитал приветствие президента Российской Федерации. Такое высокое государственное внимание к «Боярыне Морозовой» связано, по-видимому, с тем, что премьера пришлась на 30 ноября – день памяти жертв политических репрессий или иначе узников совести. Первыми узниками совести на Руси были староверы, не принявшие в 17 веке государственного реформирования религии. Наиболее наглядно мученичество за убеждения в русской истории означены именами протопопа Аввакума и боярыни Морозовой. Однако, в массовом сознании этим фигурам, как правило, приписывается религиозный фанатизм. В опере Родиона Щедрина восстановлена историческая справедливость, автор донёс до общественного мнения то, что староверы были жертвами религиозного фанатизма государства. Царь Алексей Михайлович, как и подобает религиозному фанатику, требовал от Феодосьи Прокопьевны Морозовой веровать только так, как он считает правильным. Насколько эта тема актуальна сегодня по мнению автора следует из его высказывания в интервью радиостанции «Маяк»: "религиозный фанатизм, который нас сегодня окружает на всей планете, это более чем современная тема для любого из нас". Акцент в опере у Щедрина сместился в общечеловеческую плоскость, и драма заключалась в стойкости готовой на любые испытания женщины, страдающей от фанатичного тирана-фундаменталиста. Однако при всей светской цивильности автора и дистанцировании от собственно религиозной проблематики симпатии автора целиком на стороне староверов. Надо заметить, что опера имеет два названия, «Боярыня Морозова» - это лишь краткое название, пространное название, которое выявляет авторское отношение к материалу, звучит так: «Житие и стражданье боярыни Морозовой и сестры ее княгини Урусовой». Таким образом автор сам сообщает о том, что писал либретто с позиции староверов. Об этом же говорит и сценография оперы, так все староверы (протопоп Аввакум, боярыня Морозова, княгиня Урусова) расположены справой стороны сценического пространства. Сознание Церкви символично, она всегда рассматривала правое стояние (одесную Христа) как место святых. Царя-мучителя автор расположил слева, где по церковному преданию и есть место грешников... Помимо государственных мужей премьеру почтили своим присутствием староверы двух московских общин Русской Православной старообрядческой Церкви. В кулуарах старообрядцы обсуждали достоинства оперы, и важность обращения внимания общественности к теме старообрядчества в аспекте свободы совести. Важным, по мнению староверов, стало то, что религиозный подвиг боярыни-мученицы, память о котором хранили староверы, сегодня в результате постановки стал фактом искусства и как таковой сделался достоянием общества, её гражданским достижением.
|
Категория: ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА |
Просмотров: 1292 |
Добавил: Starover
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|