Меню сайта |
|
|
|
Разделы новостей |
|
|
|
Календарь новостей |
|
|
|
Форма входа |
|
|
|
Поиск |
|
|
|
Друзья сайта |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
|
Приветствую Вас, Гость · RSS |
2024-11-30, 7:01 AM |
Главная » 2006 » Март » 29 » Пятая власть
Пятая власть | 9:15 PM |
29 марта, 2006 Андрей Фетисов О политиках в России обыкновенно принято говорить или официально, или ругательно. Со времен гласности стало модным еще и сочинять психологические портреты публичных людей, хотя удачные и достойные среди этих сочинений – большая редкость. Официальные лица же, всегда скрытые за завесой слов и образов, сочиненных спичрайтерами и прочими имиджмейкерами, не более реальны, чем персонажи компьютерной игры. И отчеты о поездке, например, президента России, анализируются с точки зрения экономической прагматики или, в лучшем случае, неких геополитических задач. Вот и последний визит Владимира Путина сопровождался медийными отчетами и комментариями, где изобиловали деньги, трубы и контракты. А посещение одного из монастырей Шао Линя было всего лишь культурной паузой в программе официального визита. Причем об этом говорилось с некоторой иронией и с очередным, уже порядком надоевшим, упоминанием дзюдоистских увлечений Владимира Владимировича. Вот типичное сообщение новостной прессы: "Как известно, российский лидер увлекается восточными единоборствами и сам имеет черный пояс по дзюдо. Китайские СМИ предположили, что именно эти обстоятельства вызвали у В. Путина желание осмотреть древний монастырь". Между тем – это не первое посещение российским президентом сакральных мест. И хотя мы все видим только образ президента, но совершенно очевидно, что существует живой человек, облеченный немалой властью. Можно же предположить, что ему это в самом деле интересно. В самом деле, он же не кукла и не персонаж бесконечного политического телесериала. А интерес реального человека, выступающего в роли первого лица государства, не может не вызывать интереса граждан государства. Между прочим еще в самом начале своей нынешней "работы" Владимир Путин как-то сказал в одном из выступлений о "местах силы и славы". Тогда это можно было отнести на счет военно-патриотической риторики президента. Но по прошествии лет эти слова воспринимаются несколько в ином свете. Конечно, Шао Линь это во многом растиражированная американской фабрикой грез восточная экзотика. Однако в двадцатом веке восточные единоборства – это не только кино и спорт. А китайская медицина и психопрактики взяты "на вооружение" и в Европе, и в Америке. Вообще, Восток подвергшейся колониальной, а затем экономической экспансии Запада нашел, как сейчас принято говорить, асимметричный ответ. Он предпринял культурное контрнаступление. Можно даже сказать – антропологическое. И дело даже не в чайнатаунах (хотя и этот фактор влияния нельзя сбрасывать со счета). Ведь переживший коммунистический этап своей истории Китай, в наступившем двадцать первом столетии, становится на наших глазах экономическим конкурентом США. Если Японию принято причислять к Западу (опять-таки в экономическом плане), то про Китай и Индию такого уже не скажешь. И самое главное – Китай воспроизводит себя в культурном плане, как страна, как цивилизация. Китайцы не только "размножаются", но и остаются китайцами. Это ответ на пресловутую глобализацию по-американски, которую принято опасаться и ругать. И даже туристическо-развлекательный Шао Линь остается образом культурного, а, возможно, и сакрального, ядра Китая. Более того, сами китайцы этот образ культивируют и пропагандируют. Известно, что в последние годы в школах Поднебесной ученики начали целенаправленно изучать конфуцианство, а элементы восточных единоборств в форме гимнастики практикуются среди детей и стариков. И так далее, и тому подобное. Вот в чем может состоять интерес российской власти в лице Владимира Путина к китайской культуре, к ее глубинным пластам. Ведь за политической властью всегда стоит другая, о которой в сегодняшней, постсоциалистической и постатеистической России практически не помнят. Ее иногда на философский манер называют концептуальной властью. Но вернее бы называть ее – в соответствии с нашей культурной традицией – духовной. Это пятая власть, путь к которой может лежать через высокую культуру, понимаемую как систему ценностных ориентиров конкретной страны или цивилизации. При таком раскладе становится понятен интерес президента к посещению "святых мест", непосредственно связанных с отечественной историей, с русской культурой. Вот вполне содержательное и адекватное сообщение "Интерфакса" сентября прошлого года: "Визит российского президента на Афон весьма символичен: глава государства с преобладающим православным населением приехал приобщиться к истокам духовности, от которых черпали свою мудрость первые подвижники Руси и связь с которыми сохранили последующие русские святые". И далее приводятся слова известного церковного ньюсмейкера, священника Всеволода Чаплина: "посещение президентом Афона – это видимый знак возрождения внимания России к Афону, ее теснейшей связи с этим святым местом". Между прочим, за два года до этого Путину по причине сильного шторма не удалось добраться до Афона. Вторая попытка оказалась удачной. Именно повторность – свидетельствует о непраздном интересе. И тогда же на Афоне Владимир Путин назвал Россию православной державой и сказал, что численность православных христиан в стране около 130 млн. человек. Кстати, обоим монастырям – и китайскому, и греческому – примерно по полторы тысячи лет. Понятно, что не только за рубежом находятся духовные центры "силы и славы". В 2003 году мы видели двух официальных представителей светской и духовной властей, президента и патриарха, в удивительном для России месте – в городе Сарове. Они были на праздновании столетия со дня прославления, пожалуй самого почитаемого русского святого Серафима Саровского. Удивляться там есть чему. Во-первых, совсем рядом, в Дивеево, находится место, сравнимое по значимости с Афоном, только "младше" по возрасту. Святой Серафим говорил, что это "удел пресвятой Богородицы", как именуется и Афонская монашеская гора. Во-вторых, в годы атеистической власти Саров был закрытым научно-технологичсеким городом. Здесь был центр отечественной ядерной программы. Вот уж действительно – место силы и славы! Хотелось бы видеть за этими фактами посещения и присутствия то, что власть постепенно осознает свою причастность к исторической судьбе и духовному пути России. И еще. При все моде на рациональность и прагматизм в политике, которая все чаще сводится к управленческим технологиям, все острее чувствуется нехватка человеческого измерения в жизни, политике и бизнесе. Например, инвестиции в инновационное или технологическое развитие – это в большинстве своем инвестиции в человека. И не только в образование профессионала – а в человека культурного. И тут без обращения к духовной составляющей этого самого человека не обойтись. Как и в общественной морали, которой так не хватает во всех сферах нашей жизни. И между прочим, поиск сакрального измерения культуры и человека – это вовсе не путешествие в Тибет. Московский Кремль – просто туго завязанный историей узел культуры, политики и мистики, преступлений, подвигов и святости. И, кстати, по-моему, никто всерьез не понаблюдал того, как меняются люди, попадающие за стены это средневековой крепости. Как меняются люди власти, физически оказавшиеся причастными к этому памятному месту в центре Москвы. Источник: интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА"
|
Категория: ПОЛИТИКА |
Просмотров: 803 |
Добавил: Starover
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|