СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Меню сайта

Разделы новостей
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ [12]
ПОЛИТИКА [61]
СТАРООБРЯДЧЕСТВО [42]
НИКОНИАНСТВО [43]
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА [19]
САТИРА И ЮМОР [3]

Календарь новостей
«  Март 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Считаете ли вы решения "Освященного собора РПСЦ 2010" решениями церкви Христовой?

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 60


Приветствую Вас, Гость · RSS 2024-05-02, 7:26 PM

Главная » 2006 » Март » 28 » Непокоренные Соловки
Непокоренные Соловки
10:48 PM
28 марта 2006
Николай Баскаков
В январе 2006 года исполнилось 330 лет со дня подавления Соловецкого восстания. Это была одна из самых трагических и кровавых страниц в истории Русского Севера.

Восстание монахов, которое историки называют Соловецким сидением, продолжалось 8 лет. Крепость взять штурмом так и не удалось, только предательство одного из иноков, запустившего осаждавших стрельцов через тайный подземный ход в ночь на 22 января 1676 года, помогло захвату. Расправа случилась жестокой, казнили почти всех, кто был в монастыре, наказаниям подверглись и те, кто помогал монахам. В память об этом событии по старообрядческому синодику 500 пострадавших поминаются и сейчас как великомученики.
А начиналось все с июля 1652 года, когда на патриарший престол Русской Православной Церкви был возведен митрополит-реформатор Никон. По его твердому убеждению настало время нового духовного единения верующих в связи с укреплением государственной вертикали власти. В 1653 году рассылается "память" о замене при богослужениях земных поклонов на поясные, двуперстного крестного знамения троеперстным. Затем последовали распоряжения сверить богослужебные книги с греческими, заменить форму креста, изъять иконы, написанные по русским образцам и т. д. Получив поддержку от царя Алексея Михайловича, реформаторы начали отлучать от Церкви приверженцев старых церковных обычаев (старообрядцев).
Восстание вспыхнуло в 1668 году, когда новопечатные богослужебные книги доставили в монастырь, а монахи их отвергли. В мятежной осажденной обители находилось около 800 человек, в распоряжении которых имелись сто пушек, 900 пудов пороха, несколько тысяч ядер, свинца для пуль и много легкого ручного и холодного оружия. Но неудачи в быстром захвате крепости были не только из-за ее высоких крепких стен, хорошего вооружения и довольно больших продовольственных запасов, но и потому, что местное население поддержало непокорных мужественных монахов. Многие увидели в реформах посягательство на жизненный уклад, быт, сложившуюся духовную традицию. Поморы почти сразу помогли восставшим установить переписку с протопопом Аввакумом, находившимся в ссылке в Пустозерске на берегу реки Печоры. Он активно выступал против реформ, много писал об этом, считал, что церковный раскол из-за нововведений приведет лишь к упадку и разорениям в стране, что православная духовность в России ослабнет, а это для такого огромного государства может в будущем стать катастрофой.
Советские историки называли мятеж, совпавший, кстати, с крестьянской войной Степана Разина (говорят, что многие его сподвижники не только участвовали в Соловецком сидении, но и руководили борьбой), "народным восстанием против гнета и бесправия, открытым бунтом против царя". Однако подобные стихийные выступления прокатились тогда по всей России. А для Соловков оно обернулось трагедией - монастырь был разорен, и лишь через годы смог вернуть былую славу и богатство. Но мощным неприступным форпостом для иноземных захватчиков оставался всегда, и его монахи не раз доказывали делом свой патриотизм и преданность царю и Отечеству. И тот захват в январе 1676-го был не только единственным в истории монастыря покорением крепости, но и ярким образцом непокоренности сильных в старой вере людей, будто уже видевших, как через несколько лет другой реформатор "вздернет Россию на дыбы", заставив перенять западные обычаи.
Потому старообрядчество, несмотря на гонения и преследования, искоренить до конца так и не удалось. Этот жизненный уклад сохранился в российских глубинках, в том числе и северных, до сих пор. Старообрядцы не нуждаются в дорогих культовых сооружениях, у них, как правило, есть свой духовник или наставник из местных, они чтят свои традиции, соблюдают, хотя иногда лишь частично, свои религиозные обряды, сложившиеся веками. Известные люди на Севере всегда с пониманием относились к таким верующим. Федор Абрамов неоднократно высказывался, что ему по духу ближе всех старообрядческая вера. О старообрядчестве неоднократно писала наша хранительница культурного наследия Ксения Гемп. Думаю, что и сейчас, в 21 веке, когда мы говорим о необходимости возрождения истинно русских обычаев, о необходимости христианской веры в нашей жизни, считаться со старообрядчеством, перенимая от него крепкий дух и незыблимые жизненные устои, просто необходимо.
Категория: СТАРООБРЯДЧЕСТВО | Просмотров: 1023 | Добавил: Starover
Всего комментариев: 1
1 Grace  
0
Святые священномученики и мученики соловецкие, молите Бога о всех верных.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]