Павел де Рико Со времени гибели Георгия Гапона прошло сто лет, а само имя Гапон стало нарицательным. Наряду с Евно Азефом он стал одним из символов провокаторства. Мы привыкли осуждать Гапона, но, может быть, эта окончательность суждений мешает нам правильно понять, что с нами происходит теперь. Гапон Георгий Аполлонович, священник, родился в 1873, из Полтавской губернии. Окончил курс в СПБ. духовной академии. Красноречивый оратор, Гапон приобрел огромное влияние на рабочих, и, видя раскол современного ему общества, попытался найти способы социального сотрудничества. Для этой цели из рабочих «русского происхождения и христианского вероисповедания» он создал общественную организацию – "Союз фабрично-заводских рабочих". К концу 1904 в городе существовало 11 центров ("отделов") "Собрания", объединявших более 10 тыс. чел. По его инициативе была выработана петиция и организовано шествие рабочих к царю 9 января 1905. Рабочие были встречены ружейными залпами, сотни человек были убиты и ранены. Общество было распущено, а Гапон скрывался от полиции и бежал за границу. В революционном эмигрантском движении он себя не нашел и для продолжения начатого попытался вести самостоятельную политическую игру. Для этого Гапон решил использовать влияние и средства, как революционных организаций, так и тайной полиции и, по-видимому, тогда стал платным агентом охранки. После 17 октября Гапон вернулся в Россию и попытался склонить в свою сторону своего друга, члена боевой организации эсеров, Пинхаса Рутенберга. Такая авантюра не принесла пользы ни основанному Гапоном движению, ни ему лично. Эсеры, решив, что Гапон действует по наущению тайной полиции, 28 марта 1906 в Озерках (под Петербургом) изобличили его как агента охранки и повесили. Тем и окончилась благая, в общем, попытка общественного примирения с негодными средствами. Говоря об общественном расколе, стоит вспомнить его исток – церковный раскол 17 века, тогда общество и церковь совпадали. Церковный раскол не исчерпывается, как думают единоверцы, изменением чинов (обрядов), никонианство это глубокая духовная болезнь. Суть этой болезни в подмене Церкви иерархией. Соборность изгоняется и подменяется т.н. «духовной жизнью». Люди перестают быть братьями и сестрами, становятся адептами, ищущими просветления. При таком духовном руководстве даже здоровые люди доходят до сумасшествия, а общество перестаёт существовать как союз людей, начинается революция. Таким образом, корни нашей революции, точнее причины её породившие у нас, – это никонианство. Людей, пытающихся изменить роль религии в обществе, преследуют, в этом суть раскола Толстого с синодальной церковью. В действительности его отлучают не за искажения в богословии (он не был епископом, а как частное лицо не обязан был публично исповедывать веру), а за то, что он дерзнул религию вернуть в общество, сделать её собирающей его силой. Георгий Гапон уже как священник делает то же самое. Со времён 17 века в никонианстве священник впервые становится пастырем. Всё это происходит, по-видимому, ещё до его совращение охранкой. Его прихожане это уже не какие-то адепты духа, а снова братья и сестры во Христе. В силу этого единства они снова становятся гражданами своего отечества. За это их и расстреляли, империи не нужно общество, ей нужны разобщённые рабы. В отличие от никониан, староверы хоть разобщены по сей день, но только в своём религиозном уповании. Их предки не гонялись за духом, древнее христианство не отрывало их от отечества, они всегда были его гражданами. В этом единении нет экуменизма, староверы не нуждались в универсальной религии, в ней, чтобы подчинять людей, нуждается империи. Староверов разных упований объединяет не общая вера, а общее дело (respublicus) сохранения веры Святой Руси. Сегодня попытки консолидации общества не прекратились, этим вопросом занимаются и религиозные деятели – экуменисты. Oikumene – вселенная, экуменисты, игнорируя канонические нормы и практику исторической церкви, рассматривают свои церкви как ущербные. Цель экуменического движения – «воссоздание» некогда единой церкви, обладающей якобы утраченной некогда особой полнотой. Экуменизм ищет религиозного и церковного единства, а в перспективе создания универсальной церковьи. Этим с 60 годов прошлого века занимается и Московская патриархия. Признание своей неполноты для никониан полезно, их церковь снова становится лишь иерархией, но для староверов, хранящих соборные начала церкви, это совершенно неприемлемо. К сожалению сегодня Московская митрополия Русской Православной старообрядческой Церкви (РПСЦ) в лице своего руководства приобщилась к экуменическому движению. Едва ли не каждая новая неделя приносит известия о фактах того или иного сотрудничества Московской митрополии РПСЦ с функционерами Московской патриархии РПЦ. Такие попытки делать благие дела негодными средствами воскрешают в памяти староверов жизнь и смерть Георгия Гапона…