СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Меню сайта

Разделы новостей
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ [12]
ПОЛИТИКА [61]
СТАРООБРЯДЧЕСТВО [42]
НИКОНИАНСТВО [43]
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА [19]
САТИРА И ЮМОР [3]

Календарь новостей
«  Август 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Считаете ли вы решения "Освященного собора РПСЦ 2010" решениями церкви Христовой?

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 59


Приветствую Вас, Гость · RSS 2017-06-26, 3:00 AM

Главная » 2007 » Август » 5 » СОВРЕМЕННЫЙ ПИТИРИМ (часть 3)
СОВРЕМЕННЫЙ ПИТИРИМ (часть 3)
10:13 PM
П.В.Шахматов


П.И.Мельников, как и профессор Субботин, стремящийся найти отрицательные стороны старообрядчества, все же вынужден был признать вопиющую несправедливость по отношению к нему. Он пишет следующее: «После сего, можно ли не признать истинного достоинства в многострадальном терпении русских людей, которое видно в наших раскольниках. Будь это на Западе, давно бы лились потоки крови, как лились они во время реформации, тридцатилетней войны, религиозные войн в Англии и пр.».[i]

В своем архипастырском послании в ноябре 1863 года Белокриницкий митрополит Кирилл обращался к своей пастве: «К сим завещаю вам, возлюбленнии, всякое благоразумие и благопокорение покажите перед царем вашим, в чем не повреждается вера и благочестие, и от всех врагов его и изменников удаляйтеся и бегайте, яко же от мятежных крамольников поляков, тако НАИПАЧЕ от злокозненных безбожников, гнездящихся в Лондоне и оттуду своими писаниями возмущающих европейские державы и рассеивающих плевельное учение треокаянного оного врага Христова, тмократному проклятию подлежащего, сосуда сатанина, всенечестивейшего Волтера, возмутившего всю вселенную своим диавольским учением, иже в животе своем все тщание имеяща, воеже како бы до конца истребити веру во Христа Бога».[ii]. Как пишет С. Зеньковский, что это послание «произвело на русские революционные круги впечатление разорвавшейся бомбы».[iii]

В.М.Пуришкевич, лидер правых партий, говорил об отношении староверов царскому престолу и родине: «+Здесь искони верное, искони преданное Престолу и отечеству народонаселение, здесь те же славяне - те же русские, живущие только по укладу древнего быта и древней веры».[iv]

Нельзя не обратить внимание на слова епископа Митрофана, произнесенные с кафедры Госдумы: «Желать сближения со старообрядцами для русского населения империи нужно всеми мерами, и я говорю, если бы это сближение произошло раньше, то, быть может, Россия была бы избавлена от многих испытаний, которые она перенесла. Я это говорю, основываясь на серьезных фактах. Всем, живущим вблизи и по соседству со старообрядцами, известно, что когда наше отечество последнее время испытания, старообрядцы вышли из своего замкнутого изолированного состояния; для их русского национального сердца было нестерпимо больно видеть то унижение, которому подвергалось русское имя».[v]

Старообрядцы: «это - лучшие люди русской земли, это - ВЕРНОПОДДАНЕЙШИЕ русского царя и Престола, они костьми легли на полях борьбы с внешними врагами, это - лучшие хозяева, это - труженики, мирные люди» - выступая в Думе, говорил депутат Гегечкори.

Граф Уваров, обращаясь к депутатам Госдумы, говорил: «+ вспомните, что это - громадный класс наших самых лучших крестьян, который и до сих пор остается в России самым крепким классом, тем классом, который несет военную службу, который безропотно умирал за Царя в Маньчжурии».[vi]

Всем известно огромное экономическое значение старообрядцев в развитии страны. Английский писатель Вильям Диксон, изучая социальную и религиозную жизнь русского народа, написал книгу под названием «Свободная Россия». Немалое место в книге он уделил древнеправославию, изучая не только его религиозную сторону, но и политический и экономический быт. Отмечая экономическую сторону старообрядцев, он писал: «Люди, которые владеют капиталом и наживают капиталы, двигатели промышленности и коммерции, финансовые гиганты - все это члены Народной церкви» (так он называл древнеправославную церковь).

И далее он пишет: «Если вы будите, изо дня в день в разных направлениях ездить по московским улицам и рассматривать красивые роскошные дома в городе и предместьях, ваше зрение и слух будут постоянно поражаться изумлением. Чей это дом? - спросите вы. – «Морозова». Кто он такой? - Морозов? - о, Морозов - богатейший человек в Москве, величайший миллионер в России, пятьдесят тысяч народу работает у него на фабриках: он старообрядец». А здесь кто живет? – «Солдатенков». - Он кто такой? «Богатый купец, богатый мануфактурист, один из самых сильных людей в России: он тоже - старообрядец". А кто живет в этих палатах? – «Госпожа Рахманова». У Рахмановой богатый дом с тридцатью приемными залами: она тоже старообрядка. Большая благотворительница».[vii] Знаменитая семья промышленников Рябушинских (8 братьев). Между прочим, для сведения свщ.Сычева, Владимир Павлович Рябушинский ведал банковскими делами, владел огромным капиталом. А когда началась война с Германией, за свой счет сформировал автомобильный отряд и вместе с ним добровольно ушел на фронт. Был тяжело ранен в грудь, после выздоровления снова вернулся в строй. За проявленную храбрость в боях, был произведен в офицерский чин (благо синодальной иерархии не было известно, а то бы не допустила производство В.П. в офицеры, примечание П.Ш.). Удостоен был В. П. Рябушинский высокой награды: Георгия 4-ой степени. Революция застала его на фронте. Сражался в рядах белой армии барона Врангеля. Окончил свою жизнь в бедности во Франции в 1955 году. Ни один богатый старообрядец не держал деньги за границей, как некоторые «православные».

А кто не знает Третьяковых, Хлудовых, Алексеевых, Станиславского (Алексеева), Боткиных, Кузнецовых, Бахрушевых, Цветковых и др. Ими были построены многие больницы в Москве, детские клиники, приюты для малолетних преступников, школы, гимназии, народные дома, богадельни и.т.д. Солодовников построил в Глазове, среди болот и лесов, в глуши, дворец - гимназию. На его средства обучались многие студенты, благотворительность его распространялась и на многих ученых. «Старообрядческие стипендии» были учреждены в университетах обеих столиц - Петрограде и Москве.

Наряду с торговлей и фабричной промышленностью старообрядцами было создано судоходство на Волге. На капиталы старообрядцев построено великолепное здание археологического Института в Москве, Педагогический Институт в Москве имени Шелапутина (старообрядца).

Многочисленные заводы Сибири и ее золотые рудники в основном принадлежали старообрядцам. Всем известны заводчики Сибири Демидовы. Кто не знает о фарфоровом производстве Кузнецовых, больницах Боткиных. Станиславский ( Алексеев), прежде чем стать театральным деятелем, занимался предпринимательством, и на свои средства провел ПЕРВЫЙ телеграф между Петербургом и Кронштадтом. На его предприятиях отрабатывались научно - технические достижения того времени. Много жертвовал на строительство церквей.

Двоюродный брат К.С.Станиславского - Николай Алексеев был выдающимся головой города Москвы. За свой счет он построил канализационно-насосную станцию, так же Крестовские водопроводные башни и станцию биологической очистки вод. Построена психиатрическая больница на «Канатчиковой даче»[viii] и многие другие сооружения.

Когда скончался Н.Алексеев, то 200 тысячная процессия сопровождала его гроб до места семейного захоронения Алексеевых в Новоспасском монастыре.

Старообрядцами были построены лучшие театры Москвы: оперный - Зиминым, драматический - Незлобиным, художественный - С.Морозовым и Солодовниковым, Малый - Мамонтовым, к тому же он, фактически, «открыл» Ф.Шаляпина.

Во время войны с немцами В.А.Морозова пожертвовала шесть миллионов рублей золотом. Ю.И. Базанова оплачивала взносы за учение тысячам студентам - беднякам.

Можно без конца продолжать этот список старообрядцев благотворителей и предпринимателей. Согласно данным профессора Г.В.Вернадского, в Москве из 40 богатейших людей города, тридцать были старообрядцами.

Наибольшая ложь священника Сысоева, который, видимо, не знает, что «мерзость перед Богом, уста лживые», он пишет: «Во всех войнах, которые вела Россия, начиная с 17 века, старообрядцы старались выступить против НАШЕЙ (выд. П.Ш.) страны». Приводит примеры, что якобы некрасовцы воевали на стороне Турции, вот только не объясняет он, как они попали в Турцию. Допустим, что в турецкой армии находилось несколько сот старообрядцев, да столько же и у Шамиля, но но случилось это благодаря таким, как свщ.Сысоев, ведь во время захвата Добруджи русскими войсками у некрасовцев арестовали двух их архипастырей и сослали их в заключение в суздальский монастырь. Некрасовцы же делали попытку освободить епископов Аркадия и Алимпия, так как это в натуре казаков «положить живот за други своя».

В газете «Армейский Вестник» напечатана статья «Поездка в Черновицы», считаем уместным, остановиться на одном месте вышеуказанного очерка. Автор статьи посетил торговые места в Буковине и с восторгом пишет: «Обойдите большинство погребков и лавок и вы, к удивлению найдете, что торгуют наши не то владимировские, не то московские бабы и девушки. Это их язык, их одежда, облик. Все чисто великорусское. Изумляясь, откуда они успели тут появиться, я разговорился с одной из них.
- Мы из Белой Криницы, староверы. Наши деды и прадеды выехали из России 200 лет тому назад, когда было на нас большое гонение. Живем с тех пор в этом крае. Здесь, в Церновицах, нас не очень много. В доме моего брата - наша здешняя моленная (так они называют церковь). А в Белой Кринице, - вы слыхали? - мы имеем своего митрополита. Но что слышно в нашей России?

Знаете, читатель, при этих словах меня сдавило что-то за горло. Вот оно, чистое золото русской земли, не ценимое, непонятное. Два века на чужбине. Забежали они к Карпатам, спасая свое святая святых. Ушли, успокоились, а ухо держат настороже:
- Что слышно в НАШЕЙ России? В нашей, не чужой, несмотря на гонения. Вот кто делает русскую историю, вот кто ее герой, вот кто создает границы русского государства! Что осталось бы от мягкого разлезлого русского интеллигента после двух столетий заграницей? - Ничего, ни малейшего следа русского! А тут, словно вчера приехали из Клина, Коломны или Мурома. Земной поклон тебе, сталь русской земли!

С чувством удовлетворения от встречи с нашими староверками уехал я из Черновиц: такой народ все выдержит, всего достигнет; нет таких задач, которые ему не по плечу».[ix]

Некрасовцы же прожили на чужбине 300 лет, сохранив веру, язык, традиции, обычаи. Во второй половине прошлого столетия они покинули Турцию и разъехались, кто в Россию, кто в Америку (Вся моя личная жизнь также прошла на чужбине, где я родился. Чувства любви к исторической родине, привитые родителями, навсегда останутся в моем сердце. П.Ш.).

Пишет свщ. Сысоев и о том, что, якобы, старообрядцы «сотрудничали» с Наполеоном во время его нашествия на Россию. «Враги старообрядчества, с целью оклеветания его перед государственной властью, выдумали нелепо-грязную историю о том, что будто бы старообрядцы Преображенского кладбища в 1812 году принимали Наполеона с хлебом-солью и признали его своим государем. Эта гнусная выдумка появилась спустя 50 лет после 1812 года и была ДОКУМЕНТАЛЬНО опровергнута в 1912 году, когда по случаю столетия Отечественной войны, были опубликованы многочисленные документы, относящиеся к 1812 году».[x]

Прокопий Димитриевич Шелапутин (старообрядец) в 1812 году был назначен городским головою столицы Москвы[xi], вскоре после окончания войны был уволен. Из истории известно, что только в годы великих испытаний «старообрядчество пробиралось к верхам». В Отечественную войну 1812 года прославился старообрядец атаман Матвей Иванович Платов, его казачья часть состояла в основном и казаков-староверов. Он первый со своими казаками вошел в Москву. Свою походную церковь он передал Рогожскому кладбищу. Кто не знает отважного партизана Дениса Давыдова, одного из руководителей партизанского движения.

Старообрядцы всегда были патриотами своей родины. Общеизвестно, что личная охрана императора Александра 111 состояла полностью из казаков-старообрядцев.

Даже жестоко гонимые, старообрядцы выступали на защиту отечества. Так во время войны со шведами, стародубские старообрядцы, в тылу врага наносили ему чувствительный урон. Ветковские старообрядцы в 1772 году «оказали деятельную помощь своим войскам против поляков».[xii]

Старообрядцы участвовали во всех войнах, вместе со всем населением России, против врагов отечества, но свщ.Сысоев пишет, что «старообрядцы сотрудничали с враждебной России католической Австро-Венгрией+».

Прежде чем, говорить о сотрудничестве староверов с католической Австро-Венгрией, необходимо рассмотреть отношение государственной и церковной власти Российской империи к католичеству. Напомним о том, что сам император Павел I благоволил католикам. Когда русские войска во главе с Суворовым разбили французские войска и освободили Италию, Святейший Престол выразил глубокую признательность Павлу I, за его содействие католической церкви.

В своем ответе, непосредственно папе Пию VII, император предложил ему, в случае новой опасности, перенести свою резиденцию в Петербург. «Я в душе католик, прибавляет Павел, и стараюсь своими аргументами победить предубеждения моих епископов». Иезуит Грубер (друг Павла I) в своем донесении папе писал: «Царь в сердце предан нашей религии». В период своего правления он много предпринимает шагов в пользу католической церкви на территории России.[xiii]

Продолжение следует



[i] Записка о русском расколе, выпуск 1.

[ii] Зеньковский С.А. «Русское Старообрядчество» стр.520.

[iii] там же с. 520.

[iv] Журнал «Церковь» Законопроект о старообрядческих общинах 1909 г. стр.133.

[v] Там же с. 20.

[vi] Там же с. 34.

[vii] Вильям Диксон «Свободная Россия» с.287-288.

[viii] Теперь эта больница известна как психиатрическая больница им.Кащенко. Название возникло в советское время в честь первого врача больницы.

[ix] Газета «Армейский Вестник» 1917 г. статья «Поездка в Черновицы».

[x] Кириллов И.А. «Правда Старой Веры» стр. 127.

[xi] Война с Наполеоном стала реальностью из-за изменения внешней политики России, нарушившей соглашение с Францией о континентальной блокаде в пользу Англии. Такое стало возможно в результате заговора, в котором участвовал как великий князь Александр Павлович, ставшей в результате отцеубийства императором, так и английский посланник Витворт. Таким образом, война с Наполеоном и сдача Москвы стала вопросом времени, а назначение старообрядца на такую должность вполне сообразно с таким намерением.

[xii] Андреев В. «Раскол и его значение» с.11.

[xiii] Власова В. «История России» с.627.

Категория: СТАРООБРЯДЧЕСТВО | Просмотров: 921 | Добавил: Starover
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]