СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Меню сайта

Разделы новостей
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ [12]
ПОЛИТИКА [61]
СТАРООБРЯДЧЕСТВО [42]
НИКОНИАНСТВО [43]
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА [19]
САТИРА И ЮМОР [3]

Календарь новостей
«  Ноябрь 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Считаете ли вы решения "Освященного собора РПСЦ 2010" решениями церкви Христовой?

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 60


Приветствую Вас, Гость · RSS 2024-03-29, 11:57 AM

Главная » 2006 » Ноябрь » 29 » Заявление пастора церкви ЕХБ "Возрождение" А.Д. Трофимова по поводу преподавания православия в
Заявление пастора церкви ЕХБ "Возрождение" А.Д. Трофимова по поводу преподавания православия в
4:14 PM
Директору
Физико-Математического Лицея № 38 О.В.Порошину
от Трофимова А.Д.

Уважаемый Олег Владимирович, на родительском собрании 7-х классов по итогам успеваемости за I четверть 2006 года, проведенном в ФМЛ №_38_ 25.10.2006г., я узнал, что в рамках культурологического предмета «Мировая художественная культура» детям фактически преподается курс основ православной веры. Однако правовое основание введения подобного курса, у меня, как и большинства присутствовавших на собрании родителей, вызывает беспокойство.
Часть 4 статьи 5 Федерального Закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести» предусматривает, что по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Цель введения преподавания православного вероучения в школьную программу очевидна. При выполнении заданий ученикам придется либо исходить из позиций отстаивания идеологии православия, либо вступать в полемику с православием, что на подобных уроках трудно представить. И в этой ситуации неверующие ученики и последователи иных вероучений будут вынуждены либо скрывать свои взгляды, либо вступать в открытый конфликт с большинством, что в любом случае создаст почву для конфликтов на религиозной почве.
При введении рассматриваемого курса возникает и организационная проблема. Ни религиозные организации, ни светская школа не располагают в настоящее время необходимыми специалистами для квалифицированного преподавания религии, что, открывает доступ в школу представителям радикальной трактовки религиозных учений. Очевидно, что Русская Православная Церковь (РПЦ) заинтересована в преподавании православного вероучения и не может гарантировать подготовку нейтральных педагогов.
В целях разъяснения части 4 статьи 5 Закона «О свободе совести...» Минобразования России направило в регионы письмо от 4 июня 1999 года № 14-53-281ин/14-04, которое содержало рекомендации по применению указанной статьи. Ряд положений письма имеет важное значения для применения части 4 статьи 5 Закона «О свободе совести...». В частности, устанавливаются требования к порядку введения предмета: написание заявление родителями, направление соответствующего письма религиозным объединениям, необходимость правового оформления сотрудничества образовательного учреждения и религиозной организации путем заключения договора. Вместе с тем письмо Минобразования России является только рекомендательным актом и не имеет обязательной юридической силы. В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства России от 13 августа 1997 г. № 1009, издание нормативных правовых актов в виде писем не допускается. Следовательно, с правовой точки зрения письма не вводят общеобязательных правил поведения, но являются только толкованием норм закона.
В соответствии с приказом Минобразования России № 2833 от 1 июля 2003 г. «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ», помещения государственных и муниципальных образовательных учреждений предоставляются религиозным объединениям для преподавания религии при соблюдении следующих требований:
— преподавание религии вводится с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения.
— было получено согласование органа местного самоуправления на введение соответствующего курса.
— используемая в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия, включая аудио- и видеоматериалы, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием религиозной организации в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона «О свободе совести...».
Данный приказ вызывает закономерные опасения, что доступ в школы будет предоставлен преимущественно РПЦ и что дети будут разделяться в школах по конфессиональному признаку.
Письмо Минобразования России от 13 февраля 2003 г., разъясняющее порядок ведения религиозных факультативов, устанавливает, что введение данного курса в государственных и муниципальных школах возможно либо как факультативный спецкурс вне сетки часов основных занятий, либо как спецкурс, выбираемый учениками. В последнем случае его введение финансируется учредителем, т. е. государством или органом местного самоуправления. Если первый вариант соответствует пункту 4 статьи 5 закона «О свободе совести», то второй — не соответствует.
Введение данного курса предполагается с 1 класса. Младшие школьники наиболее восприимчивы к влиянию окружающих. Поэтому преподавание религиозных предметов в школе с первых классов обеспечит религиозным объединениям наибольший эффект в распространении своего вероучения. В связи с этим, например, в США наиболее строго светский характер образования соблюдается на этапе начального обучения в школах, а к преподаванию религиозных предметов в университетах ввиду большей зрелости студентов законодательство подходит более гибко.
С точки зрения обеспечения светского характера государственной и муниципальной системы образования, закрепленного в абзаце 5 части 2 статьи 4 Закона «О свободе совести...» и подпункте 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от 13 января 1996 г. №12-ФЗ«Об образовании», даже сама возможность введения религиозного факультатива в государственных и муниципальных школах представляется не вполне корректной. Светский характер образования предполагает возможность преподавания в государственных и муниципальных школах религиоведения, но не конфессионально ориентированных предметов. К последним относятся не только Закон Божий, но и основы православной и любой другой религиозной культуры.
Юристы РПЦ в комментарии к Закону «О свободе совести...» отметили, что полноценное преподавание какой-либо религиозной традиции, в том числе в форме основ религиозной культуры, предполагает «благоговейное» отношение к предмету изучения. Следовательно, учитель должен преподавать этот предмет не с нейтральных культурологических позиций, а как верующий человек, признающий истинность преподаваемого вероучения. Также полноценное обучение религии, с точки зрения церкви, трудно представить без проведения религиозных обрядов. И то, и другое не соответствует светскому характеру государственной и муниципальной системы образования.
Безусловно, теоретически возможно преподавание основ православной культуры с нейтральных религиоведческих позиций. Но в этом случае предмет будет представлять собой преподавание одного из разделов религиоведения. И ценность такого преподавания какой-либо религиозной культуры для верующих и религиозных объединений в значительной мере теряется. Напротив, это может привести к выхолащиванию религиозной составляющей предмета, «секуляризации» религии. С точки зрения светских науки и образования такой курс также обесценивается, так как преподавание одной религии без теоретической основы, иных основных религий не позволяет дать ученикам даже основ религиоведческих знаний.
Выявленное противоречие возможности введения религиозных факультативов в светской школе обусловлено несовершенством законодательной базы. А именно, положения части 4 статьи 5 Закона «О свободе совести...» целесообразно было бы изложить в следующей редакции: «В государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещается преподавание религии с конфессиональных позиций. Преподавание знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях с внеконфессиональных культурологических позиций допускается в рамках образовательной программы либо в форме факультативных курсов, которые могут вводиться по решению администрации школы с учетом пожеланий учеников и их родителей (лиц, их замещающих)».
Это позволило бы избежать необходимости решения многих трудных вопросов, связанных с введением религиозных факультативов в светских школах. И не надо было бы решать вопрос о преподавании специальных курсов ученикам, отказавшимся от посещения факультатива. С точки зрения обеспечения светского характера государственной системы образования этот вариант был бы наиболее предпочтителен.
Сегодняшняя же практика в отношении введения курса основ православной веры, принятая администрацией ФМЛ №39 без согласия учеников и их родителей, не соответствует светскому характеру государственной системы образования и не гарантирует соблюдение названного конституционного принципа (Статья 14. Часть1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Часть 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом ).
Как гражданин России, я абсолютно согласен, что школа сегодня не должна быть атеистической или игнорировать религиозные вопросы, но необходимо искать иные пути просвещения нашего общества по религиозным вопросам. Таковыми могут быть: организация конфессиональных учебных заведений и специальных курсов, деятельность СМИ, введение религиоведческих курсов в светских учебных заведениях и изучение религии с нейтральных позиций в рамках иных курсов (граждановедение, история, литература), в том числе в государственных и муниципальных школах.
Считаю, что необходимо находить приемлемые в светском государстве способы развития религиозной грамотности населения и взаимодействия светской школы и религии, а не сводить этот вопрос исключительно к введению в школах религиозных предметов, в том числе к преподаванию религиозных традиций избранных конфессий.
На основании вышеизложенного, настоятельно прошу исключить из обязательной программы данный курс, отменить систему аттестации по нему, и перевести его в разряд факультативных занятий.
Прошу направить мне ответ по-существу затронутой темы.

С уважением, Антон Трофимов
2 ноября 2006 года.
Город Озерск, Челябинская область.

Источник: Славянский правовой центр

Категория: НИКОНИАНСТВО | Просмотров: 868 | Добавил: Starover
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]