СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Меню сайта

Разделы новостей
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ [12]
ПОЛИТИКА [61]
СТАРООБРЯДЧЕСТВО [42]
НИКОНИАНСТВО [43]
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА [19]
САТИРА И ЮМОР [3]

Календарь новостей
«  Июнь 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Считаете ли вы решения "Освященного собора РПСЦ 2010" решениями церкви Христовой?

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 59


Приветствую Вас, Гость · RSS 2017-10-22, 4:43 PM

Главная » 2006 » Июнь » 30 » Всё могут короли?
Всё могут короли?
7:14 PM
Сергей Мозговой
Российский флот богат пословицами и поговорками. Вспоминается, как в курсантские годы мы шутили: "Не служили б мы на флоте, если б не было смешно". Однако к описываемому мной случаю больше подходят другие остроумности, некоторые из которых уже давно выросли из матросских штанишек и вполне прижились "на гражданке". К их числу относится и такая поговорка: "Если не можешь предотвратить пьянку – возглавь её!". На этой неделе по воле начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации генерала армии Юрия Балуевского "пьянку" пришлось возглавить новому командующему Балтийским флотом вице-адмиралу Константину Сиденко.

Итак, в городах моей флотской юности – Калининграде и Балтийске, в моём родном вузе – Балтийском военно-морском институте им. Ф.Ф. Ушакова (БВМИ) - закончились так называемые IV сборы духовенства РПЦ МП, которые проходили в период с 26 по 29 июня. На них обсуждались вопросы активизации миссионерской работы и взаимодействия Церкви с силовыми институтами государства, придания этому сотрудничеству лучшей организации и системности посредством "введения военных священников на постоянной основе", вопросы профилактики суицидов, неуставных взаимоотношений и др.

В сборах приняли участие священники из 55 епархий РПЦ МП во главе с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым), а также ряд военных руководителей: командующий Балтийским флотом вице-адмирал Константин Сиденко, первый заместитель начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-лейтенант Виктор Бусловский, заместитель командующего Военно-воздушных сил по воспитательной работе генерал-майор Сергей Шевченко, начальник Дальневосточного высшего командного училища генерал-майор Владимир Грызлов и др. Сборы почтил своим вниманием и губернатор Калининградской области Георгий Боос. В мероприятиях по приказу начальника Военно-морского института контр-адмирала Дмитрия Комкова также участвовали офицеры и курсанты БВМИ и Морского кадетского корпуса.

Отличительной особенностью четвёртых сборов от всех предыдущих было то, что на этот раз они проводились под прикрытием представительства всех "традиционных конфессий". В этих целях в качестве почётных гостей для участия в торжественном собрании в калининградском Доме офицеров флота пригласили первого заместителя председателя Духовного управления Республики Татарстан Валиуллу Якупова, главу Буддийской Традиционной Сангхи России Пандито-хамбо-ламу Дамбу Аюшева и руководителя Отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и МЧС России Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввина Аарона Гуревича (последний даже выходил в море на боевом корабле совместно с православными священниками).

Как известно, российское законодательство не предусматривает деления религиозных организаций на "традиционные" и "нетрадиционные", так как научно-правовые критерии определения "традиционности" попросту отсутствуют. Тем не менее, организаторы обозначили мероприятие на флоте как сборы духовенства именно "традиционных религий". И не важно, что "традиционность" эта определялась в офисе владыки Кирилла в московском Даниловом монастыре (поэтому "достаточно традиционными" не были признаны, например, старообрядцы и католики), главное, что органы военного управления заглотили эту наживку. Ведь для них это индульгенция от ненужной критики в том, что сотрудничество осуществляется исключительно с одной конфессий. Массовка из представителей ислама, иудаизма и буддизма на сборах свидетельствует о том, что при всем правовом "беспределе" нынешних государственно-конфессиональных отношений в России, где безусловно и абсолютно доминирует одна религиозная организация, участники этих отношений ощущают их правовую наготу, неприличность, и пытаются ее как-то прикрыть. Заметим, что несколько лет чрезвычайно плотного взаимодействия армейского руководства с РПЦ МП не привело ни к каким видимым изменениям в армии, и искусственное привлечение к этому взаимодействию представителей других конфессий, увы, не спасет ситуацию, не поможет церковному и армейскому руководству списать свои неудачи на "третьих" лиц. Спасти ситуацию может лишь возвращение армейско-церковных отношений в правовое поле, что вряд ли возможно в современной России, где правовое сознание, особенно в сфере государственно-конфессиональных отношений, утрачено практически безнадежно.

На этом фоне митрополит Кирилл сделал несколько заявлений, касающихся изменения неработающего российского законодательства и оргштатной структуры Вооружённых сил. Во-первых, он предложил пересмотреть законы, регулирующее отношения государства с "традиционными", по версии РПЦ МП, религиями, а во-вторых, призвал восстановить (за счет бюджета, то есть налогоплательщиков, надо полагать) в российской армии институт военного духовенства, в том виде, в каком он существовал в армии Российской Империи, где православие было государственной религией, основой всей системы власти, источником ее легитимности (на вопрос об эффективности такой системы и надежности такой легитимности, заметим в скобках, история уже ответила, и довольно кровавым образом).

Все эти инициативы обосновывались на том, что пора уже как-то укреплять нравственные начала в армии. Зримым проявлением этих начал стало очень полезное для армии дело храмостроительства. Выступая по случаю малого освещения храма во имя св. Феодора Ушакова, построенного в Балтийском ВМИ, митрополит Кирилл отметил, что "новый храм поможет будущим офицерам Военно-Морского Флота быть духовными и нравственными". Среди выступивших на сборах был и диакон Андрей Кураев, по мнению которого "только священник может привнести в сознание солдат правильное понимание того, что они делают и ради чего", "определить его основную жизненную линию, его веру, его мировоззрение".

Нет нужды освещать здесь всю программу и содержание сборов – об этом достаточно было сказано в СМИ, включая центральное телевидение. Кроме заседаний духовенства, на которых священники делились практикой своей работы, состоялся выход в море на большом десантном корабле "Калининград", освещение храма, совместное заседание с членами Военного совета Балтийского флота, вручение военачальникам и представителям власти патриарших наград и т.д. В ходе сборов священники побывали на многих кораблях Балтийской военно-морской базы, провели "беседы с офицерами и нижними чинами о Боге, Церкви и спасении", отобедали (нарушив Петров пост) в кают-компании и т.д.

Созерцая братание офицеров и духовенства, слушая разговоры о православии как наиболее эффективной основе военной идеологии, я не переставал задаваться вопросом: почему военное руководство так грубо нарушает конституционные основы светского характера государства, законы "О свободе совести…" и "О статусе военнослужащих"? Чем военным так не мило светское государство? Неужели они хотят, чтобы в массовом сознании религия ассоциировалась с прочими "тяготами армейской службы" и вызывала у молодежи призывного возраста и ее родителей соответствующие эмоции?

В ходе подготовки и проведения сборов было нарушено все, что только можно было нарушить - в частности, все пять пунктов статьи 8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а именно: 1) коллективное участие военнослужащих в богослужениях и религиозных церемониях в служебное время; 2) использование служебных полномочий для пропаганды религии; 3) коллективное использование религиозной символики и предметов культа и т.д.

Диву даёшься: сколько уже сказано и написано о том, что иное время требует иных подходов в воспитательной работе и военно-религиозных отношениях! Формат и принципы взаимодействия армии и религиозных организаций чётко прописаны в Федеральном законе "О статусе военнослужащих". Почему его надо обязательно нарушить, да еще и посмаковать это на телеэкранах, записав в число "врагов Церкви и армии" и собственный российский закон, и международное право, и здравый смысл? Ни генералы, ни архиереи не хотят делать выводы как из уроков истории, так и из собственных неудач последних лет, и продолжают тупо тащить страну на старые грабли. Именно об этом говорится в обращении ветеранов армии и флота, которое они направили руководству Вооружённых сил. С азартом неофитов армию пытаются превратить в монастырь - только такой, где стреляют и убивают, по типу "опричного воинства благочестивейшего государя" Ивана Грозного. Постмодернистское ханжество, когда торжественно освящают оружие, способное уничтожить миллионы человеческих жизней, когда под циничные рассуждения о "воле Божией" отправляют солдат, например, на бесконечную бойню в Чечне - это ли и есть православие XXI века?

В начале 80-х годов уже минувшего столетия, когда я служил в Калининградском высшем военно-морском училище (КВВМУ - ныне БВМИ), один из уважаемых ветеранов этого вуза – начальник учебного отдела капитан 1 ранга А. Щеголеватых на заседаниях управления КВВМУ часто с гордостью говорил: "Всё могут короли", цитируя известные слова из песни в исполнении Аллы Пугачёвы. Что с тех пор изменилось?.. Не стало партийных и комсомольских организаций, а вместе с ними и кораблей. Флот сократился более чем в пять раз. На смену пропаганде коммунистических идеалов пришло казённое воцерковление, нисколько не влияющее на дедовщину, зато позволяющее некоторым церковным деятелям претендовать на жирное финансирование "восстановления института военного духовенства". Однако вместе с клерикализацией количество кораблей не увеличилось, не прибавилось и духовности. Зато наблюдается цинизм и наглость, с которой попирается Основной закон страны. Когда военное начальство демонстрирует такое отношение к главному закону своей страны, сможет ли оно добиться дисциплины и патриотизма от своих подчинённых? Армейская дисциплина - дитя закона, и армия, нарушающая закон, неминуемо эволюционирует в "незаконное вооруженное формирование"...

Источник: Портала-Credo.Ru

Категория: ПОЛИТИКА | Просмотров: 534 | Добавил: Starover
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]