СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Меню сайта

Разделы новостей
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ [12]
ПОЛИТИКА [61]
СТАРООБРЯДЧЕСТВО [42]
НИКОНИАНСТВО [43]
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА [19]
САТИРА И ЮМОР [3]

Календарь новостей
«  Март 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Считаете ли вы решения "Освященного собора РПСЦ 2010" решениями церкви Христовой?

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 60


Приветствую Вас, Гость · RSS 2024-04-29, 7:27 AM

Главная » 2006 » Март » 31 » Жизнь и смерть Гапона
Жизнь и смерть Гапона
8:48 PM
Константин Ерофеев
Ровно 100 лет назад 28 марта 1906 года закончился земной путь бывшего священника, бывшего председателя Собрания русских фабрично- заводских рабочих Санкт-Петербурга, бывшего революционера, бывшего сотрудника "охранки" Георгия Гапона.
Не так уж и много людей остаются в памяти потомков. Порой, чтобы шагнуть в бессмертие требуется совершить великий подвиг или страшное преступление, достичь высот в политике, науке и искусстве. В чем же феномен безвестного священника-расстриги, мелькнувшего на сцене истории лишь в воскресный январский день девятьсот пятого года? Ведь и спустя сто лет нет-нет да и помянут всуе его имя, когда захотят поставить кого-то в ряд с Иудой Искариотом или Геростратом.
Георгий Александрович Гапон родился около 1870 года в семье малороссийских казаков. Кстати, в фамилии Гапон нет ничего странного, это украинский вариант имени Агафон. В детстве Георгий, по воспоминаниям современников, "почти религиозный мистик", его религиозность носила фанатический характер. По окончании полтавской духовной семинарии некоторое время служил земским статистиком в полтавской губернии. Женившись, принял священнический сан, служил сначала на полтавщине, затем переехал в столицу Империи, где поступил в Петербургскую духовную академию. Но удачная карьера не сложилась. В это период о. Георгий пережил тяжелый психологический надлом - умерла молодая жена. Затем еще одна трагедия - молодого вдовца изгоняют из церкви женского приюта Синего креста на 22 линии Васильевского острова. Шли глухие сплетни о неподобающем поведении священника, о растратах. Что оставалось делать? Предстать перед церковным судом, пережить унизительное для гордеца покаяние, быть сосланным в монастырь? О. Георгий выбрал другой путь. Он предложил свои услуги шефу столичной охранки Сергею Зубатову, человеку неординарному, снискавшему в чиновном мире славу за умение мыслить нешаблонно.
Как и многие тогдашние разночинцы Гапон соединял в себе взаимоисключающие крайности: радикализм бунтаря, крестьянское народничество, слепая вера в доброго царя-батюшку, странная смесь искренней религиозности и анархизма. Боюсь, что такого рода смешение идей и до сей поры во многом свойственно россиянину. Провинциал из небогатой семьи видел и чувствовал беды и страдания народа, понимал необходимость перемен. Правда, как и многие маленькие диктаторы-раскольниковы, стремился заставить народ войти в "светлое царство свободы", не считаясь с чаяниями самих русских людей. Себя же Гапон видел новым пастырем для овец, неким Моисеем, который будет увлекать людей на долгие походы. Были у молодого честолюбца и иные, весьма далеко идущие планы. Вот подлинные слова Гапона, сказанные уже после Кровавого воскресенья: "Если бы царь принял нашу делегацию, я упал бы перед ним на колени и убедил бы его при мне же написать указ об амнистии всех политических. Мы бы вышли с царем на балкон, я прочел бы народу указ. Общее ликование. С этого момента я - первый советник царя и фактический правитель России. Начал бы строить царство Божие на земле+ Чем династия Готторпов лучше династии Гапонов? Готторпы - династия Гольштинская, Гапоны - хохлацкая. Пора в России быть мужицкому царю+ А ловко это было бы. Все же я почище Николашки+". А еще позднее, в эмиграции, Гапон заявил финскому революционеру: "Почем знать! Может быть, я буду русским Наполеоном!"
Но в этом о. Георгий пока признавался себе лишь в мечтах. Гапон тщетно надеялся, что его вкрадчивая и гладкая речь произведет должное впечатление на опытного жандарма. Зубатов уже понял, что священник будет разменной монетой в большой игре "сильных мира сего". С Гапоном решили, пользуясь жандармской терминологией, "сыграть втемную". Думаю, что для Департамента полиции было не столь принципиально, "отвадит" ли о. Георгий рабочих от революционных идей, уведет ли в сторону от баррикадной борьбы. Или же поднимет пламенными речами на бунт. И в том, и в другом случае процесс будет управляемым, неожиданностей не будет. В результате первой встречи было дано разрешение на создание Собрания русских фабрично- заводских рабочих.
Гапон взялся за дело с какой-то фантастической яростью и упорством. За полгода Собрание открыло 11 отделений по всей столице, его численность достигла тысячи человек, десятки тысяч рабочих сочувствовали движению. На собраниях рабочих царила атмосфера религиозного экстаза: со снятыми шапками рабочие слушают духовного витию, голосуют со сложенными в крестном знамении пальцами, ставят на петицию доброму царю печать Собрания с крестом посередине. В напряженной, наэлектризованной атмосфере достаточно лишь чиркнуть спичкой+
Историки до сих пор спорят, знал ли сам Гапон о предпринимаемых мерах по усмирению "бунта". Вероятно, знал, но надеялся на авось, что все разрешится само собой. К авантюре подталкивали и новые знакомые, "профессиональные революционеры" вроде эсеров Рутенберга и Дикгофа-Деренталя, за спинами которых маячили тени короля террора Савинкова и короля провокации Азефа.
Утром 9 января многотысячная толпа рабочих направилась к Зимнему дворцу, несмотря на мороз, шли с непокрытыми головами, пели церковные гимны, над головами реяли хоругви. Все были без оружия (это подтверждали и сами полицейские, обыскивавшие трупы расстрелянных). Вперед пропустили детей и городовых с питерских окраин (они, вызвавшиеся охранять процессию, тоже не знали о приказе войскам стрелять на поражение). И те, и другие погибли первыми.
В течение часа были убиты и получили ранения тысячи человек. Пьяные солдаты еще топтали хоругви и иконы, а Рутенберг уже увлекал обезумевшего Гапона в питерские подворотни. Их охраняли несколько боевиков-эсеров. Во дворе-колодце Рутенберг (инженер!) заранее приготовленными портняжными ножницами обкарнал длинноволосого священника. Стоявшие рядом рабочие хватали остриженные волосы Гапона как некую святыню+
Все те же странные спутники вывезли находившегося в прострации Гапона сначала на конспиративную квартиру, затем в телеге под рогожей в пригород, затем в благополучную заграницу. Думаю, что сделать все это в объявленном на военном положении городе было непросто без покровительства определенных сфер.
Заграница встретила теперь уже бывшего священника неласково. Быстро потеряли интерес к "знаменитости" газетчики, руководители марксистов В.Ленин и Г.Плеханов разобрались, с кем имеют дело. "Отче Гапоне, поучиться надо!" - посоветовал расстриге Плеханов.
И снова Гапон ищет пути для встречи с представителями русской резидентуры. Теперь он клянется изображать из себя раскаявшегося революционера ("покаянника" в терминологии тех дней), сообщать всем о своем "прозрении". Получив разрешение вернуться, Гапон пишет письмо премьеру С.Витте: "9 января - роковое недоразумение+ Густой туман, окутавший было мой ум и мое сердце, начал развеиваться". Витте, полагая, что "отбросов нет, есть кадры", выделил Гапону немалые "подъемные" - тридцать тысяч рублей (серебряников!). Вице-директор Департамента полиции Рачковский предложил Гапону еще большую сумму на развал Боевой организации эсеров. Гапон простодушно предложил "подзаработать" Рутенбергу. Не считая заманчивой перспективу оказаться на каторге, руководство партии эсеров поручило Рутенбергу ликвидировать бывшего священника. 28 марта Рутенберг заманил Гапона на пустующую дачу Звержицкой в окрестностях Петербурга, в Озерках. Он и еще несколько боевиков, назвав себя "рабочей комиссией", повесили отчаянно отбивавшегося Гапона на бельевой веревке. Полиция, видимо, хорошо информированная, не искала лишенного сана священника. Почерневший труп был случайно обнаружен местным урядником месяц спустя. 3 мая на Успенском (ныне Северном) кладбище состоялись похороны. Согласно полицейскому докладу, "Обедня началась в 10 часов утра и к этому времени стал стекаться рабочий народ, которого было до 200 человек+ Собравшиеся рабочие пропели похоронный марш, начинающийся словами: "Вы жертвою пали+", а затем стали говорить на могиле речи+ о том, что Гапон пал от злодейской руки, что про него говорили ложь, и требовали отмщение убийцам. Затем послышались среди присутствующих крики: месть, месть, ложь, ложь". Вскоре на могиле Гапона рабочие установили памятник с металлическим белым крестом. На памятнике было написано: "Спокойно спи, убит, обманутый коварными друзьями, пройдут года, тебя народ поймет, оценит и будет слава вечная твоя". И несколько лет спустя на памятнике можно было видеть венки с надписями "Дорогому учителю и другу от Нарвского района", "Вечная память вождю и учителю Гапону в день годовщины от рабочих", "Истинному вождю всероссийской революции 9 января". Затем памятник снесли, но и сегодня старожилы укажут место упокоения Гапона. А лет десять назад снесли неказистый двухэтажный дом, в котором было совершено преступление. Помню, перед домом росли четыре чахлых ели, искривленные, как жизнь и душа Георгия Гапона. Затем и их срубили, на освободившемся месте построили шикарный коттедж.
О чем задумываешься в столетнюю годовщину? О том, что и самая искренняя набожность не спасает, когда сгнила душа? Что опасен путь человека без внутреннего стержня, бросающегося за помощью ко всякого рода проходимцам? Об извечной доверчивости и легковерности нашего народа? Что цель не оправдывает средства? Или о чем-то еще?

Санкт-Петербург

Категория: ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ | Просмотров: 1294 | Добавил: Starover
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]