СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Меню сайта

Разделы новостей
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ [12]
ПОЛИТИКА [61]
СТАРООБРЯДЧЕСТВО [42]
НИКОНИАНСТВО [43]
ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА [19]
САТИРА И ЮМОР [3]

Календарь новостей
«  Март 2006  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Считаете ли вы решения "Освященного собора РПСЦ 2010" решениями церкви Христовой?

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 59


Приветствую Вас, Гость · RSS 2017-10-22, 4:44 PM

Главная » 2006 » Март » 30 » И станет кремль лаврой...
И станет кремль лаврой...
0:27 AM
Ольга Селезнева
Рязанская культурная общественность негодует в связи с вполне реальной перспективой передачи Рязанского кремля, на территории которого располагается Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник Рязанской епархии Русской Православной Церкви. Предполагается, что вопрос этот – вполне решенный и на самом высоком уровне.
Хотя сама проблема совместного использования храмов, расположенных на территории кремля, музеем и епархией с разной степенью успеха решается уже не первый год. До сих пор в Рязани рассказывают историю о том, что будто бы Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй ответил на приглашение предыдущего губернатора области Любимова отказом в связи с тем, что церкви не передан в постоянное пользование Христорождественский собор Рязанского кремля. И пока собор не будет передан в лоно церкви, глава Русской Православной Церкви не ступит на рязанскую землю. Так или иначе, но собор был освобожден от документов архива и стал главным рязанским храмом.
Только после этого Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй посетил с пастырским визитом Рязанскую область. За последующие годы епархии в области передали, казалось, все, что можно было передать. В том же кремле расположилась семинария, в Успенском соборе - уникальном памятнике архитектуры идут службы, на уникальную многоярусную колокольню повесили колокола.. Но это только казалось, что проблем между музеем, получившим статус федерального не существует.
Два года назад, когда в область приехал вновь назначенный Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, обнаружилось, что помещение канцелярии Рязанской епархии очень невелико и скромно, а архирейские палаты в Рязанском кремле заняты музеем. Еще в 2004 году епархия предъявили претензии на часть помещений Рязанского кремля. Тогда директор музея Людмила Максимова призвала в арбитры министерство культуры РФ. Оттуда пришло пространное письмо о том, что кремль является памятником культуры федерального значения и охраняется государством, а посему распоряжаться им областные власти не могут.
Но и на этом спор хозяйствующих субъектов не закончился. Если бы он ограничился пропагандистской компанией в местных газетах, близких епархии, это ни у кого особого беспокойства не вызвало.
Однако прошлым летом областная Дума приняла закон подтверждающий, что рязанская епархия имеет право претендовать на любую недвижимость в регионе, если эта недвижимость когда-либо уже использовалась Православной Церковью. Это породило сразу целый ряд конфликтных ситуаций на территории области потому, что на древней рязанской земле есть немало объектов, которые в прошедшие столетия так или иначе использовались церковью. Но речь даже не об этом. Рязанские законодатели создали прецедент довольно тенденциозный. По этому закону Русской православной церкви можно отдать все, что она попросит. Или потребует.
Последним событием в этом затянувшемся выяснении отношений стало письмо Патриарха Алексия Президенту Владимиру Путину, в котором автор просит «восстановить историческую справедливость и передать весь комплекс бывших церковных зданий их исконному владельцу – Рязанской епархии Русской Православной Церкви в безвозмездное пользование».
Письмо послано 22 февраля 2006 года. 6 марта Президент РФ наложил свою резолюцию: «Фрадкову М.Е., Грефу Г.О. Прошу рассмотреть вариант положительного решения. Доложите. Путин».
В таком виде копия письма и резолюции поступила каким-то образом в областное управление культуры, и почти сразу же о документах стало известно рязанской общественности. Руководство управления культуры в лице начальника и ее заместителя ушло в отпуск. В музей-заповедник никто копии письма Патриарха не направил. Людмила Максимова узнала о нем едва ли не последней. 23 марта в музее-заповеднике была собрана пресс-конференция с участием не только сотрудников, но и представителей общественности и науки. Рассказав о решении, которое готовится, участники пресс – конференции выразили обеспокоенность по поводу сохранения уникального памятника истории и культуры, каковым является Рязанский кремль.
Памятник до сих пор не вполне исследован археологами, уникальный культурный слой может быть разрушен любым некомпетентным вмешательством. В Рязани и области уже немало примеров, когда храмы, переданные епархии, реконструировались без согласования с учеными и утрачивали свои уникальные качества памятников истории и культуры. Но дело даже не в этом. Рязанский кремль – не краеведческий музей, как называют его святые отцы, это уникальный музей-заповедник, который интересен и уникален как историко-архитектурный комплекс. Выступая с интервью по поводу происходящего, Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел продолжает утверждать, то в стенах кремля сохранится общедоступный музей. А в письме патриарха речь идет о епархиальном музее, которому должны быть переданы из музея-заповедника иконы, православные святыни и другие реликвийные экспонаты и документы. Таким образом, и уникальный музейный фонд может быть подвергнут секвестру, а попросту — разрушению.
И, наконец, самое главное. В Рязани просто нет здания, куда можно было бы перевести фонды музея. И в любом из предложенных вариантов положительного решения проблемы (вплоть до строительства нового здания), город лишится уникального музейного комплекса – Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль».
Сторонники епархии приводят в пример оппонентам Троице-Сергиеву лавру и Ипатьевский монастырь в Костроме. Но одно дело лавра, и монастырь, а совсем другое Рязанский кремль, являвшийся историческим центром городской застройки и изначально городским укреплением. Но к этим доводам мало кто прислушивается. Вопрос считают практически решенным настолько, что представители местной организации Русского Православного собора выступили с открытым письмом, в котором не оставляют музею-заповеднику никаких прав на использование памятника.
Хотя и решение окончательное еще не принято, и тем более, обсуждать, кажется нечего. Но его инициаторы ликуют. А когда появится документ, обсуждать его будет поздно и бесполезно.
Рязанская епархия Русской Православной церкви вообще ведет в последнее время политику, которую принято называть наступательной. И почти всегда добивается успеха в своих претензиях к светской власти. Почему? По этому поводу много всего разного говорят в Рязани. Во-первых, как показали материалы, рассмотренные в ходе известного судебного разбирательства по поводу законности избрания рязанского губернатора в 2004 году, подтверждают (и никто пока этого не опровергал), что своим избранием Георгий Шпак во многом обязан активности приходов Рязанской епархии. Ему есть, чем быть обязанным церкви. К тому же, в Михайловском районе Рязанской области находится подворье Сретенского монастыря, что в Москве. Настоятелем этой обители служит, говорят, духовник Президента. Так что пролегают из рязанской глубинки дороги далеко – на самый верх и приводят к искомому результату.
А потому и аппетиты Рязанской епархии растут. Все это сильно напоминает времена Ивана Грозного и всего 16 века, когда в русском православии шла нешуточная борьба между стяжателями и нестяжателями. И стяжатели тогда победили.

Источник: Nashbryansk.ru

Категория: ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА | Просмотров: 526 | Добавил: Starover
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]