В несчастный
1771 год, когда чума в Москве уносила в день до тысячи человек, и городская
власть, в сущности, признала свое бессилие противостоять чудовищному мору,
московское купечество вызвалось помогать бороться с напастью. Тогда один из
предводителей московских старообрядцев-федосеевцев Илья Алексеевич Кавылин
явился к губернатору с просьбой дозволить им устроить «на свой кошт» карантин
со старообрядческой богадельней и кладбищем при нем у Преображенской заставы. А
всех федосеевцев к концу XVIII века в Москве насчитывалось до 10 тысяч человек.
Скорее всего, при других обстоятельствах старообрядцам было бы отказано: обычно
им уступок не делалось. Но в этот раз нужда заставила российскую власть искать
помощи у кого угодно и ради этого идти на уступки даже такой непримиримой
духовной оппозиции, какой всегда были старообрядцы. Сама государыня
Екатерина Алексеевна позволила Кавылину устроить в Преображенском богадельню с
кладбищем.
Первыми
погребенными на Преображенском кладбище были отнюдь не только старообрядцы.
Здесь хоронили всех умерших «гнилой горячкой», как называли в народе чуму, без
различия вероисповедания — и старообрядцев, и православных. Но уже когда
массовый мор прекратился, Преображенка сделалась кладбищем исключительно старообрядческим.
Уже с первых десятилетий XIX века на кладбище стали появляться основательные
каменные надгробия купцов-старообрядцев и федосеевских наставников.
Посреди
кладбища стоят две часовни: большая — Никольская — и маленькая —
Крестовоздвиженская, перед которой в аккуратной «одиночной» оградке находится
надгробие-саркофаг из какого-то светлого камня. На нем написано: «Под сим
камнем погребено тело попечителя и учредителя Преображенского богадельного дома
московского купца Ильи Алексеевича Кавылина, скончавшегося в 1809 году августа
в 21 день пополудни в 2 часу на 78 году от рождения его».
Под этим исполинским
монументом со врезанными в стены огромными цельными беломраморными крестами
лежит камень, на котором написано: «Могилы рода мануфактур-советника Викула
Елисеевича Морозова». Это род Морозовых так называемых «Викуловичей»,
владельцев многих предприятий в Москве и в губернии. В советские годы многие
больницы, основанные купцами, фабрикантами или какими-то сановными особами,
были переименованы. Новая власть не хотела хранить память о всяких с ее точки
зрения лихоимцах и мироедах, как бы щедры они иногда ни были. Но детская
больница, основанная Викулом Елисеевичем и его сыновьями, всегда неизменно
называлась Морозовской.
В середине одного из
центральных участков стоит хорошо заметный отовсюду высокий и широкий обелиск,
под которым похоронен фабрикант-революционер. Бывает, оказывается, и
такое. Подойти к нему не просто — он весь окружен могилами и оградами. Но все,
что на нем написано, видно с дорожек. На тыльной его стороне короткая надпись: «Истпарт
Красно-Пресненского райкома ВКП(б)». А на лицевой: «Николай Павлович
Шмит, фабрикант-революционер, родился 10 декабря 1883 г., арестован 17 декабря
1905 г. за декабрьское вооруженное восстание на Пресне. Зверски зарезан
царскими опричниками в Бутырской тюрьме 13 февраля 1907 г.».
Н.П.Шмит был родственником
Морозовых. Он владел мебельной фабрикой на Пресне. И его мебелью был обставлен
особняк «Викуловичей» во Введенском (по-новому — Подсосенском) переулке. В этом
же особняке 16 февраля 1907 года был выставлен для прощания гроб с телом Шмита.
Отсюда же грандиозная похоронная процессия через всю Москву двинулась на
Преображенское кладбище. А произошло это оттого, что Николай Павлович был непосредственным участником Революции 1905, членом
РСДРП, большевиком. Родился он в семье владельца мебельной фабрики. Учился в
Московском университете. Вступив во владение мебельной фабрикой на Пресне, с 1
мая 1905 ввёл 9-часовой рабочий день вместо 111/2-часового,
повысил зарплату, открыл при фабрике амбулаторию и специальные
общеобразовательные курсы. В 1905 передал Московскому комитету РСДРП 20 тыс.
руб. на вооружение рабочих. Завещал своё состояние большевистской партии. 17
декабря 1905 Ш. был арестован. При подавлении Декабрьского вооруженного
восстания 1905 фабрика разрушена. В ночь на 13 февраля 1907 Ш. был убит в
одиночной камере Бутырской тюрьмы. Похороны его превратились в политическую
демонстрацию. После революции, когда
старообрядцев стали притеснять, и в частности, когда большевикам потребовалась
их Успенская моленная, преображенская община обратилась к новой власти с
заявлением, в котором старообрядцы протестовали против такого решения, ссылаясь
на свое... революционное прошлое. Вот что они писали: «Храм этот является единственным...
во всей Советской Республике, основанный еще в конце XVIII столетия известным
революционером Ковылиным Ильею Алексеевичем, по имени которого в 1918 году
поименован Благуше-Лефортовским Советом переулок, который сегодня называется
Ковылинским».
Оказывается, в России
революционеры появились раньше якобинцев. Это они уже от нас переняли. Вряд ли
кого-нибудь особенно удивляет, что старообрядец Шмит был революционером,
как в некотором смысле был
революционером и Илья Алексеевич Кавылин. Если считать революционерами
любых противников российской верховной власти, то старообрядцы именно таковыми
и были. После никоновских реформ старообрядцы почитали царскую власть «властью
антихриста». И падение этой власти имело для них положительное значение с точки
зрения их вероучения. А как иначе объяснить, отчего многие старообрядцы и сами
были революционерами, как Николай Шмит, и, как Савва Морозов, помогали
революции материально.
В советский период
Преображенка перестала быть кладбищем одной конфессии. В 1921 году на кладбище
появилась одна из первых в Москве советских братских могил. На обелиске
надпись: «Памяти павших под Кронштадтом командиров и курсантов 2-й пехотной
московской школы. 4–18 марта 1921 года».
Во время Великой
Отечественной и позже на Преображенском кладбище было похоронено свыше тысячи
солдат и офицеров, умерших в московских госпиталях. Этот мемориал представляет
собой довольно большое поле, на котором ровными рядами стоят сотни совершенно
одинаковых невысоких белых обелисков. А на краю этого «московского Арлингтона»
горит первый в столице Вечный огонь. Теперь в Москве на всех кладбищах вечные
огни погашены. Зажигаются они для чего-то лишь по праздникам, почему и вечными
их называть уже нельзя. Но на Преображенке огонь неизменно так и горит день и
ночь круглый год. Не погасили его, вероятно, из-за того, что он первый.
Выдержки
из статьи Юрия Рябинина «Две веры в одном храме»
Источник: http://www.moskvam.ru/2003/08/ryabinin.htm |