СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Каталог статей
Меню сайта

Категории каталога
Интересное [29]
Мои статьи [8]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Наш опрос
Считаете ли вы решения "Освященного собора РПСЦ 2010" решениями церкви Христовой?

[ Результаты · Архив опросов ]

Всего ответов: 59


Приветствую Вас, Гость · RSS 2017-06-26, 3:10 AM

Главная » Статьи » Интересное

АНТИСОВЕТЧИКИ И ИМПЕРИАЛИСТЫ
Роман Лункин
Разделение России на сторонников и противников "Основ православной культуры" стало знаковым. А именно это знак того, что гражданское общество вновь приобретает человеческое лицо, на котором видна вся сложность внутренней душевной организации, а не выбитая палкой партийная сознательность. Невозможность возвращения России к тоталитаризму обуславливается практически только этим фактом нашей общественной жизни – попыткой осознать, чему нас хотят научить, а не слепой верой в предлагаемые обстоятельства. Интрига заключается в том, что в обществе нет врагов православия и нет врагов Православной Церкви как таковой, и более того, нет уже того наивного разделения на славянофилов и западников, которое еще в начале ХХ века изжило себя на практике. Воспитанию на основе православной культуры есть множество альтернатив, что становится все более очевидным на фоне примитивности самих учебников по ОПК.
Ответить на вопрос, почему общество раскололось и стало бороться за и против "православной культуры", можно, поняв, кто участвует в этой позиционной войне. Прежде всего, это православные сторонники ОПК, которых условно можно назвать империалистами. Они и до революции 1917 года строили православную имперскую Россию, старались вместе с обер-прокурором Синода Константином Победоносцевым уберечь ее от либеральных веяний и от сектантов, под покровительством могущественной царской власти. Советская империя стала естественной заменой царской власти, во-первых, потому что сама в какой-то момент предложила православию свое покровительство, а во-вторых, потому, что не отказалась от идеи имперской многонациональной России, которая автоматически в глазах православных империалистов обретала ореол исторического "величия". Империалистам свойственно отрицать пригодность демократических ценностей для России (как это делает отец Всеволод Чаплин в духе концепции "суверенной" демократии), подчеркивать евразийскую самобытность России (вокруг этого построил свою философию митрополит Кирилл (Гундяев)) и, наконец, полагать, что только православие сможет справиться с демографическими проблемами страны, с нравственными воспитанием молодежи, с возрождением нации через преподавании ОПК во всех общеобразовательных светских школах. Наиболее жестко об этом в последние несколько лет говорит управляющий делами Московской патриархии митрополит Климент (Капалин).
По другую сторону баррикад стоят отнюдь не отъявленные богоборцы, а половина населения России, которая мало или почти никак не представлена в политической сфере и в информационном пространстве. Но это только сейчас, когда мощная инерция времени заставляет чиновников искать опору для своей идеи "суверенной" демократии в православии (в том числе и возрождать "самобытную" Россию с помощью ОПК). Однако не исключено, что в ближайшие пять-десять лет идеологизированное православие потесниться и на арену выйдут представители "новой" России. Империалистам противостоят те, кого условно можно назвать антисоветчиками – это и откровенные западники, и атеисты, и никак себя не определяющие в отношении веры, и просто антиклерикалы, это православные "альтернативные" по сути и в душе, а также неправославные. Если продолжать исторические параллели, то антисоветчики являются наследниками интеллигентных кадетов, заседавших в Думе в начале ХХ века, и активных и предприимчивых участников НЭПа, рационально мыслящих россиян новой формации. Для всех них советская эпоха стала заведомо намного большим горем, чем для православных империалистов, эти люди как бы на время потеряли страну, их перевоспитывали, но к самому краху Советского Союза смогли воспитать только горькую иронию по поводу призывов руководителей КПСС по поводу уравниловки и плановой экономики.
Более того, когда апологеты Закона Божьего (или ОПК) в школах говорят о том, что противодействие православному воспитанию является наследием атеистической эпохи, они правы, но не до конца. В первую очередь, безбожная эпоха была, но матерых настоящих атеистов-агитаторов было довольно мало и их презирали сами ученые-религиоведы, которые тогда, в 60-е-70-е-80-е годы писали о религии. Вдумчивые специалисты старались создать светское мировоззрение, в котором нет места неуважению к чувствам верующих – ярким примером такого подхода являются труды философа религии академика Л.Н. Митрохина о баптизме и новых религиозных движениях, и о религии и науке в целом. Сторонники ОПК правы в том, что именно советская власть научила многих людей бояться насаждения какой-либо одной идеологии, не верить в ложный пафос слов о величии возрождения страны под лозунгом "Церковь (или партия) и народ – едины!". Антисоветчики в российском обществе не верят в новую Российскую империю, основанную на прахе принцессы Дагмар, ставшей российской императрицей и повсеместном преподавании Закона Божьего, также как не верят в программные документы партии "Единая Россия". Все это не похоже на, своего рода, сувенирную продукцию, покрытую глазурью, которая ничего не говорит туристу о реальной повседневной жизни страны. Также как мало, кто понимает, почему дойка коров и ремонт школ, которые показывают в теленовостях, надо теперь называть "национальными проектами". Впору называть происходящее не "суверенной", а "сувенирной" демократией.
Между тем, для того, чтобы православная идеология вместе с "сувенирной" демократией хорошо усваивалась, империалистам необходимо постоянно вытеснять своих критиков – антисоветчиков с телеэкранов, из печатных изданий, из общественной и религиозной жизни. Атака на антисоветчиков в средствах массовой информации приняла беспрецедентные доселе масштабы. Под руководством заместителя председателя Отдела внешних церковных связей отца Всеволода Чаплина была сделана неудачная попытка избавиться от обозревателя "Московского комсомольца" Сергея Бычкова, давнего критика Московской патриархии. В обращении "Не допустить вражды между Церковью и СМИ", подписанном коллегами Бычкова, ни слова не говорится о допустимости критики РПЦ МП как общественного института, и о том, что Церковь болезненно относится к любой критике, а не только исходящей от провокатора "церковных скандалов", каковым является Сергей Бычков. Стоит отметить, что в отличие от незавершенной истории с Бычковым, история религиозной журналистики в еженедельнике "Московские новости" уже завершена. Место объективной публицистики молниеносно заняли статьи диакона Андрея Кураева и интервью с Патриархом Алексием II. А отец Всеволод Чаплин стал действовать в стиле Сергея Бычкова, призвав СМИ не общаться с "раскольником" отцом Михаилом Ардовым, который и сейчас остается единственным живым и интеллигентным голосом православия. Вместе с "желтой" прессой постепенно появляется "желтая" Церковь – "Чаплин-шоу" еще не окончено, оно продолжается.
Империалисты или, как они себя именуют, государственники формируют вокруг себя однородное общество, но проблема в том, что вся Россия может в него не поместиться. Свободная Россия – это верующие и неверующие, православные и неправославные, демократы и скептики, для которых русская культура – это вера старообрядцев и никониан, а потом и баптистов с евангелистами, это уничижитель Византии Чаадаев, еретик Лев Толстой и молитвенник Гоголь. В Закон Божий, предложенный Московской патриархией, ничего подобного не вошло, а обязательное преподавание этого предмета показало, что цель ОПК-ЗБ это воспитание прихожан той "старой" России еще синодального периода. Так, в заявлении пастора евангельской церкви "Царство Божие" Шебекинского района Белгородской области Андрея Карчева по поводу инцидента с православным воспитанием учащихся Белянской школы в форме сбора картошки на полях Воскресенского женского монастыря в селе Зимовенька говорится: "Православная, или какая другая идеология – форма господства над конфессиями и просто над людьми. Исходит она не от Христа, а от человеческих амбиций… Мы – против имперских амбиций конкретной конфессии, против неграмотной религиозной политики". При К.П. Победоносцеве пастора Андрея Карчева за такой отзыв о Законе Божьем как минимум выслали бы в Сибирь.
Критическая реакция на внедрение предмета "Основы православной культуры" - намного более устойчива, продумана и непосредствена, чем одинаковые и слабо аргументированные, но пафосные, заявления церковных и светских чиновников о том, что все доводы против этого курса надуманны. Критика официозных идеологических инициатив зреет и будет зреть дальше. Однако особенность российского общества такова, что любые стремления заменить "старую" Россию "новой" и установить истинно русскую свободу взамен клерикальной идеологии "суверенно-сувенирной" демократии могут зреть на протяжении десятилетий, пока одного преемника будет сменять другой.

Источник: "Портала-Credo.Ru"

Категория: Интересное | Добавил: Starover (2006-11-03)
Просмотров: 886
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]