Первоначально церковь (если не касаться богословской стороны Церкви) была только собранием верных, никакой внутренней структуры она не имела, а поэтому ересью первоначально называли заблужения исключительно вероучительные. Позднее, когда церковь институализировалась (возникла вертикально централизованная иерархия клириков, первенствующие кафедры, их «канонические территориии», развились местные исповедальные традиции), разномыслия стали обнаруживаться не только в отношении веры, но уже и в исповедальных традиций, и в отношении правящих иерархий.
В первом случае ересь означала уклонение догматическое, поэтому ничего совершенного в сообществах таких еретиков не признавалось приемлемым для христиан (о такой ереси писал св.Киприан). Ереси в отношении недогматической стороны касались не Церкви Символа веры (единой святой соборной и апостольской), а канонического устройства церкви, то есть церквей поместных. Это были ереси расколов (неприятия конкретной исповедальной традиции) и ереси раздоров (непризнание прав прявящих архиерееев). Таких еретиков принимали в общение вторым и третьим чином, не повторяя крещения, брака и хиротонии, проскольку их заблуждения не касались учения о таинствах (о приемлемости таинств, совершенных такими еретиками высказывался свщ.Сильвестр, а позднее патриарх Тарасий).
Такое сложное отношение к ересям соотвествовало двойственности понимания Церкви, Церкви веры, которая пребывает вне времени (Церковь как идея) и церквей поместных, которых много и которые являются воплощением идеи Церкви. Соотвественно в случае ереси догматической имеет место отпадение от Церкви как божественного установления, во втором и третьей случае человек отпадает от своего сообщества или иерархии, но от Церкви, предывающей вне времени.
В историческом христианстве были разные подходы, св.Киприан - не различал церковь-общину и Церковь-Христову, св.Стефан - различал. Бесповцы - не различают, поповщина невозможна без различения. Однако отцы седьмого вселенского собора признали правильным мнение св.Стефана и приняли иконоборцев в сущих санах. Следовательно, христианская экклесиология развивалась от неразличения в сторону различения.
Вот краткая историческая справка: http://starover.ucoz.ru/publ/2-1-0-37
|